Особенности элективных курсов по информатике

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы.
В соответствии с одобренной Министерством образования «Концепцией профиль­ного обучения на старшей ступени общего образования», дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различ­ных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каж­дый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач про­фильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на за­вершение общеобразовательной подготовки учащихся.
Профильные кур­сы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориенти­рованы в первую очередь на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Элективные же курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образователь­ных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Имен­но они, по существу, и являются важнейшим средством построения инди­видуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в за­висимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворе­нии разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения опре­деляет широкий спектр их функций и задач.
Очевидно, что общие функции и задачи элективных курсов в систе­ме профильного обучения будут во многом по-разному проявляться в курсах этого типа по различным учебным предметам.
Специфика содержания элективных курсов по информатике опре­деляется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

Нельзя не сказать еще об одной особенности, присущей современ­ной школьной информатике, которая не может не повлиять на электив­ные курсы по этому предмету, прежде всего на реализацию той их фун­кции, которая была названа выше «компенсирующей» по отношению к базовым и профильным курсам. Речь идет не столько о компенсации ограниченных, как уже говорилось, возможностей базовых и профиль­ных курсов в удовлетворении индивидуальных образовательных потреб­ностей школьников, сколько о построении содержания образования по информатике, адекватного современному пониманию предмета и содер­жанию этой отрасли научного знания и деятельности человека.
Уже к середине 1990-х гг. возникло твердое убеждение, что потенциал информатики как учебного предмета используется в школе далеко не полностью. Изучение информатики имеет огромное общеобра­зовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки
Эти процессы совпали во времени с коренными изменениями при­оритетов школьного образования, поворотом его к личности школьни­ка, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей по­средством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно ориентированной модели образования. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информа­тике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве «катализатора» этих процессов. Информати­ка первой среди других школьных предметов вышла на уровень про­фильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различ­ных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (ме­тод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.
Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных от­раслей научного знания, формирующая системно-информационный под­ход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процес­сы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Современный взгляд на предмет информатики во многом отличает­ся от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельно­сти человека.
Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и струк­тур, — кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. При­шло осознание того, что информатика — это не прикладная наука об «околокомпьютерной деятельности», а фундаментальная наука о законо­мерностях информационных процессов в системах различной природы. из технической дисципли­ны о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычис­лительной техники превращается в фундаментальную естественную на­уку об информации и информационных процессах в природе и обществе
Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это — во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может оставаться не­изменным, не может не модернизироваться, с тем чтобы отвечать новым потребностям общества.
Новые элементы содержания должны сначала апробироваться в вари­ативной части школьного образования, а затем входить в его инвариантную часть. Так было всегда. До недавнего времени новое содержание образова­ния проверялось в основном в факультативных курсах. Теперь эту функцию на старшей ступени должны выполнять элективные курсы. Особенно акту­альна эта задача для развития школьного образования по информатике. В этом еще одна важная особенность элективных курсов по этому предмету.
Рассмотрим в этой связи основные направления развития целей и содержания обучения информатике в школе.
Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завер­шается общее образование школьников, обеспечивающее их функцио­нальную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой сторо­ны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Ориента­ция на новые цели и образовательные результаты в старших классах — это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к соци­альному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требо­ваний — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданс­кую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.
Информатика как учебный предмет открывает школьникам для си­стематического изучения одну из важнейших областей действительности — область информационных процессов в живой природе, обществе, тех­нике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в систе­мах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его един­стве. Наличие и значительная роль информационных процессов в систе­мах различной природы (биологических, социальных, технических) оп­ределяют востребованность элективных курсов по информатике в различных профилях обучения на старшей ступени школы.
Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и усло­вий перехода общества к постиндустриальному, информационному эта­пу его развития.
Изучение информатики имеет важное значение для развития мышле­ния школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обуче­нии на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого опера­ционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Изучение информатики открывает новые возможности для овладе­ния такими современными методами научного познания, как формализа­ция, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в час­тности, относятся:

И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки форми­руются и используются в среде современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное понимание функ­циональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры.
Исключительно велика роль изучения информатики в социализации школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в профессиональном самоопределении молодежи.
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному» обществу. Отличительной чертой постиндустриаль­ного этапа развития является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область ин­формационных процессов и технологий, т.е. смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития цивилизации. Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования, путях его осуществления.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массо­вых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспекти­ве позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влия­ние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перека­чивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации.
Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Если это так, то элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, обучающихся в разных профилях на старшей сту­пени школы. Отсюда — ориентация практической деятельности с ис­пользованием ИТ в элективных курсах на различные сферы деятельно­сти и технологии, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов.
Ясно, что изучение тех или иных информационных технологий ста­нет одной из ведущих линий содержания элективных курсов информати­ки. Разрабатывая такие курсы, следует иметь в виду, что методика изу­чения ИКТ во многом меняется.
Во-вторых, известно, что период использования современных техно­логий, в том числе и информационных, в настоящее время сократился до 3—5 лет. На смену им придут новые, которые специалисту вновь придет­ся осваивать. В этих условиях особенно возрастает роль фундаменталь­ного образования, создающего научные основы, базу для освоения но­вых технологий.
Еще один вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразно­стью изучения программирования. Понятно, что программирование — стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Часто говорят, что (в отличие от начала 1980-х гг.) в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки ос­новной массы школьников к труду, профессиональной деятельности.
С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование ко­торых — одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мыш­ления школьников, формирования многих приемов умственной деятельно­сти. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном обра­зовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мыш­ления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллекту­альных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Рассмотрим теперь возможную типологию элективных курсов и осо­бенности курсов каждого типа.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером такого курса мо­гут служить курсы по сетевым технологиям и информационным основам управления. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы «Мате­матическая статистика» для школьников, выбравших экономический про­филь, или «История искусств» для гуманитарного профиля. Очень много курсов такого типа по информатике: «Учимся проектировать на компью­тере» или «Компьютерная графика» для технологических профилей обуче­ния, «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и мо­дели». Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базо­вом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышен­ном уровне. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, рас­пространяться на области деятельности человека вне круга выбранного учащимися профиля обучения. Это определяет появление в старших клас­сах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Ос­новы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя». Среди элективных курсов по информатике к их числу можно отнести курс «Му­зыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введе­ния тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов дея­тельности для решения практически важных задач, приобретение образо­вательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводи­мого на компонент образовательного учреждения (12 ч на два года обу­чения). Предлагаемая организация обучения обусловливает необходи­мость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.
Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учиты­вать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профиль­ное обучение — это не только дифференцирование содержания образова­ния, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы (4 ч в неделю в 10—11 классах) на организацию учебных практик, про­ектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности учащихся, примене­нием новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного про­ведения занятий по элективным курсам.
Методика обучения элективным курсам еще только начинает фор­мироваться. С самого начала целесообразно строить ее на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инноваци­онные методические идеи и концепции.
Я полагаю, что одним из наиболее продуктивных методов в обу­чении элективным курсам по информатике является метод учебных ис­следовательских проектов, основанный на исследовательской деятельно­сти учащихся по решению задач из выбранной предметной области.
Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы исполь­зования информационных технологий. Поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьни­ков. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с рабо­той в коллективе и будет способствовать развитию таких важных спо­собностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассмат­риваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов.
Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов может быть реализовано в элективных курсах по информатике на разных уровнях.
Первый — проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логи­ки выделения проблемы из заданной проблемной ситуации; поиска, выд­вижения гипотез; их обоснования и проверки, а также оценки получен­ных результатов.
Второй — выполнение проекта учащимися под руководством учите­ля. Учитель может расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащихся, проекта в виде обобщенных проблемных вопро­сов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано.
Третий — самостоятельное выполнение учащимися учебного иссле­довательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.

Элективный курс «Программирование рисунков»
Семагина Елена Николаевна - учитель информатики лицея №121 Советского района

Hosted by uCoz